Казанская церковь села Сарафоново - ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Ярославская Епархия Русской Православной Церкви
Сайт создан по благословению настоятеля храма

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

       

         Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывании крестящим его имени, Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Уже самое определение Таинства Крещения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином - это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. Священная история, как и история христианства, знает множество примеров, начиная с апостола Павла, когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся становились действительно новыми людьми.

        Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни. Обращение ко Христу совершенно меняет центр интересов.
        Для достойного принятия Крещения нужны вера и полное покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни, с опознанием связанности ее с действием злых духов и отречения от них. Крещение младенцев началось с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников (крестных родителей), на которых лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни.
         В то же время все христиане должны помнить, что данный в Таинстве Крещения талант, залог новой жизни, преумножается путем личных усилий, подвигом всей жизни, а иногда и самой смертию. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при Крещении обеты. Тем не менее уже при самом принятии Святого Крещения в крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность искушать за диаволом остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха, в сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.
         Крещение есть Таинство включения человека в Церковь путем усыновления его Богу Отцу силой Христовой. Таким образом, Крещение есть общее дело и торжество Церкви. В древности оно приурочивалось чаще всего к величайшему христианскому празднику - святой Пасхе и совершалось торжественно в собрании верующих в храме. А так желающие могут окреститься практически в любой день. Обычно в храмах существуют определенные дни, как правило, наиболее удобные для прихожан, когда совершается таинство Крещения.
          Оглашение, как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры. Христиане по личному духовному опыту знают, какова сила носителя зла - диавола, активно борющегося с добром. Заклинание сатаны по слову Господню: «... Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16, 17) открывает крещаемому возможность вступить в брань с удаленным из него врагом, а последующее отречение от сатаны есть вызов, бросаемый ему. С этого момента крещаемый становится уже воином Христовым и до самой смерти будет вести борьбу с духом зла, который, в свою очередь, не забудет брошенного ему вызова и будет жестоко бороться с христианином до последнего его вздоха. Эту борьбу вел уже за нас всех Богочеловек Иисус Христос, и она увенчалась Его полной победой. Поэтому, хотя Господь и сказал: «Бойтесь... того, кто может и душу и тело погубить в геене» (Мф. 10, 28), имея помощником Самого Господа Победителя, христианин никогда не должен унывать в своей духовной борьбе. Символ веры содержит все христианские истины, которые в древности люди знали до Крещения, а в наши дни обычно изучаются после Крещения в курсе Закона Божиего. Ответственность за это обучение берут на себя восприемники, и они совершают тягчайший грех, если забывают об этом.
          Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего самого главного священнодействия - троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Сойдя во Иордан, Господь наш Иисус Христос освятил воды и с ними все стихии и всю материю мира. С этого события вся природа стала вновь способной получать благодатные дары и быть в некоторой мере хранилищем благодати. В этом - основание для освящения воды и других стихий и предметов. Вода была издревле символом очищения, а погружение в нее - символом покаяния. Наряду с этим, как необходимая для жизни, была она и символом жизни. Избрав воду для совершения Таинства Крещения, Господь придает символам, с нею связанным, действенную силу.
          По словам святого Кирилла Иерусалимского, «вода по освящении становится для крещаемого ... гробом и матерью». Гробом потому, что, войдя в купель, человек в подобии соединяется со смертью Христовой; матерью - потому, что через крещальную смерть совершается его новое рождение.
         Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, светлое Христово Воскресение - Пасху; кадило - благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного - освобожденную от власти греха и сатаны, новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, наконец, нательный крест - крестное последование Христу и знак веры в Его победу. В случае крайней нужды крещение может совершить путем простого погружения в воду (или даже путем кропления), при произнесении крещальных слов, каждый православный христианин, в силу принадлежности его к «царственному священству», то есть к Церкви.

КРЕСТНЫЕ родители

        Быть крестным и почетно и ответственно. Конечно же важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумай те о том, будут ли выбранные вами крестные (не могут быть крестными родителями у одного ребенка супруги) церковными воспитателями ребенка или нет. При выборе крестного или крестной должно задуматься - а сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах (ведь подчас совместный отдых или более высокий статус, или достаток играют в выборе возможного крестного  родителя главную роль).
           Очень важно чтобы у крестных родителей их миссия не ограничилась только фактом Крещения. А значит, крестными родителями, конечно следует становиться крещеным и воцерковленными
людям , которые помогут родителям вырастить младенца в  вере, благочестии и чистоте. Которые будут стараться показать крестнику путь к Богу. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей с нас же так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственнность очень и очень большая.

         Неплохо бы крестным родителям перед тем, к чему призвали их друзья, сходить в храм побеседовать со священником о предстоящих крестинах. А также помолиться на службе, исповедаться и причаститься и уже в таком состоянии приступать к купели с крестником и быть вместе с  родителями его воспитанниками в возрастании воина Христова да и просто настоящего человека.
        В жизни же часто сталкиваешься с тем, что пришедшие в  храм родственники и близкие без благоговения и страха Божиего перед святынями и алтарями расхаживают по храму (у многих это и вообще первый приход в церковь),  громко разговаривают. А вскоре после начала таинства в их глазах уже читается пожелание скорейшего завершения «процедуры» - им уже не интересно, потому что почти всегда продолжением таинства дома становится стол с небезалкогольными налитками и вкусной пищей, ну и, конечно же, очень туда хочется. Безусловно, можно умеренно отметить это событие, но не забывать, что ключевым моментом в этот день было духовное рождение человека, и оно не может быть между застольями. Рождением телесным человек приходит в мир и становится отдельной от матери, самостоятельной личностью. Рождением же духовным он соединяется со святой, соборной и апостольской церковью. Вливается в нее, становится ее членом. Неслучайно один из чинов, составляющих таинство Крещения, носит название - воцерковление. Отметили это дело - хорошо, помолились за это - очень хорошо.


ИМЕНИНЫ и день ангела 


        Имена в крещении раньше давались по святцам - родители смотрели, какие есть святые в ближайшие после рождения ребенка дни и называли их этими именами. Соответственно, день того святого, чье имя носил человек после крещения, назывался днем тезоименитства или просто именинами. А по смыслу читаемых во время таинства крещения молитв, где просим о сопряжении человеку ангела светла (просто непостижимо для гордого разума - в одной упряжке ангел и человек) - получается, что днем ангела является день, когда человека крестили. То есть именины и день ангела - это два совершенно разных дня, хотя, конечно же, бывает, что и они совпадают.