Казанская церковь села Сарафоново - ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ (ПОКАЯНИЯ)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Ярославская Епархия Русской Православной Церкви
Сайт создан по благословению настоятеля храма

ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ (ПОКАЯНИЯ)

Что такое покаяние?

Исповедь – великое Таинство, дарованное нам Господом по Его милости и человеколюбию. 

Покаяние – это осознание своей вины пред Богом. Оно подразумевает не только раскаяние в своих грехах, но и желание, и решимость впредь их не совершать, ведь грех – это нарушение Закона, данного нам в Евангелии. 

       К исповеди, конечно же, необходимо готовиться. Прежде всего, нам надо прислушаться к голосу совести и понять, в чем она нас обличает. Все мы слабы и грешны: постоянно подвергаемся искушениям, испытаниям и не всегда с ними справляемся. У нас должно быть чувство самоукорения: «Мы виноваты – Господи, прости! Дай силы, дай крепость. Благослови». В своих грехах обвинять нужно, конечно, самих себя, а не обстоя-тельства, не людей, не время.

       Вообще, грех – это всякое излишество: можно поесть в меру для удовлетворения чувства голода – у нас же чревоугодие и обжорство; можно не заметить чужой грех – мы же смакуем его и сплетничаем и умножаем, особо не задаваясь вопросом: «что же есть на самом-то деле?». Появилась свободная минутка – помолиться бы о себе и ближних, но у нас более важное событие – вышел «свежий» фильм и мы просто не можем его не посмотреть… И так во всем… А жизнь-то идет… Вспоминаются слова царя и пророка и псалмопевца Давида: «…скажи мне, Господи, число дней моих – да уразумею, что лишаюся аз».  И другие слова святого человека: «Помни час смертный и во век не согрешишь». 

        Одна моя прихожанка, пришедшая к Богу не в юном уже возрасте, рассказала о своих переживаниях, связанных с исповедью, следующее: «Жила до прихода в храм Божий, как в темной комнате с занавешенными окнами. Ну жила так себе и жила и прибиралась вроде бы, да как бы в доме-то… Снаружи Свет Жизни, а внутрь жилья сквозь прочные стены-то он и не проникает, хоть я и без него жива вроде бы… С оказией какой-то оказалась в храме, застала конец какого-то праздника, ну и проповедь, конечно… И вдруг как будто в моей комнате кто-то отодвинул занавеску, и свет Божией благодати озарил всю мою жизнь, и в этом свете, как пылинки в солнечном лучике, стали видны все мои ошибки (грехи). Вернулась домой уже не я… Что-то произошло внутри… Все в сознании перевернулось фактически с ног на голову, приоритеты жизненные выстроились совершенно в другом порядке. Сходила в храм уже специально – исповедалась, причастилась… Радость пережила необыкновенную… И я с Богом… И меня Господь допустил причаститься… Но  жизнь прожита уже длинная, да правильно ли только – и дети, и внуки, и
скорбь, и радость, а начинаешь задумываться о пережитом и сделанном – так все больше скорбь… И начинают вылетать из многочисленных углов моей «комнаты-жизни» в Свет Божией правды забытые и зачастую очень неловкие для памяти моменты… Но от себя, как бы того ни хотелось, никак не убежать… И я еще жива… Благодарю Бога за всё! Воистину «…ищите прежде Царствия Небеснаго, а остальное все приложится вам». 

       Видеть свои грехи – это, конечно же, хорошо. Если человек первый раз приходит на исповедь, ему неплохо, конечно, рассказать обо всем, начиная с тех пор, как он начал себя помнить. Хотя многого он, наверное, не скажет, потому что состояние греховное будет открываться в душе по мере духовного роста. Мы приходим к Богу на исповедь и приступаем к Таинству Покаяния, осознавая, что рядом невидимо стоит Сам Христос, и  это Он принимает наше исповедание. Не может быть никаких недомолвок на исповеди, не надо ничего скрывать и лукавить. Необходимо помнить, что тайна исповеди не разглашается ни священником (ему запретит служение), ни исповедующимся (его Господь тоже вразумит). Бывает такая практика, когда священник задает кающемуся множество вопросов. Вопросы эти не всегда приятны и не всегда помогают исповедующемуся раскрыться в своих проступках. Не надо смущаться и в том случае, если священник во время исповеди вас просто выслушает и при этом не скажет ни одного слова. Ведь вы рассказали Богу, Бог об этом знает,  а священник является только свидетелем. На Страшном Суде он будет свидетельствовать об исповеданном нами. Надо осознать, прочувствовать, насколько важно наше предстояние перед Богом. И насколько искренне и горячо мы открываем сердце пред Богом, настолько нам и прощается. Каждый христианин замечает это по тому, как он относится к своему покаянию, к сокрушению души. Можно много плакать, сокрушаться о своих грехах, но только делом, именно делом и последующей доброй жизнью можно засвидетельствовать наше покаяние. Всё это мы делаем ради Него, и Господь всё видит, и уже за это, за наши намерения, дела наши, может быть, самые слабые, дает нам отраду, утешение, облегчение и очищение. 

      Иногда люди с сокрушением говорят: “Когда я грех совершаю, я горячо, искренне каюсь в этом, а когда прихожу на исповедь, мое сердце холодное, оно ни на что не отзывается, ни о чем не говорит”. И такое может быть: была ситуация, было настроение покаянное, и Господь принял это покаяние, это настроение, а сейчас, на исповеди в храме, священник уже властью, ему данной, прощает и разрешает этот наш грех. Важно движение к Богу, а не то, сколько мы слов сказали. Можно покаяться на одном вздохе, на одном “Господи, помилуй”, но опять же - сердце должно плакать.