Казанская церковь села Сарафоново - 16 АВГУСТА. ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ ГОРОДА НЕРЕХТЫ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Ярославская Епархия Русской Православной Церкви
Сайт создан по благословению настоятеля храма

16 АВГУСТА. ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ ГОРОДА НЕРЕХТЫ

24 Август 2017

 

    

 

 

 

 

 

 

16 августа группа паломников Казанского храма села Сарафоново и Свято-Тихоновского храма г. Ярославля вновь отправилась в путь. На этот раз нам предстояло посетить святыни Нерехтенского района.

         Примерно в 8.30 утра автобус из Сарафоново прибыл к Свято-Тихоновскому храму. Батюшка Димитрий лично благословил каждого. Мы заняли свои места в комфортабельном автобусе,  помолились, и поехали. В дороге батюшка познакомил с предстоящим маршрутом. Первым делом нас ждала женская Успенская  Тетеренская пустынь, затем Владимирский кафедральный собор г. Нерехта и Троице-Сыпанов Пахомия-Нерехтский женский монастырь.

          В пути мы читали житие святого Пахомия Нерехтского, чьи мощи находятся в Троице-Сыпановом монастыре.

 

           Прибыли в Тетеренскую пустынь примерно в 10 часов. Нас радушно встретил руководитель духовно-просветительского центра «Отрада» Миронов Александр Валерьевич.

           Успенская Тетеренская пустынь - очень живописный тихий уголок русской глубинки. Дорога к храму проходит между деревянных домиков, утопающих в солнечном свете, зелени трав и деревьев. Повернув  налево, мы увидели на возвышенности  величественный пятиглавый старинный храм с высокой колокольней. Чтобы пройти к церкви  необходимо спуститься по изгибистой лесенке в глубокий ров с ручейком.  Здесь в тени вековых деревьев в знойный летний день хорошо постоять на мостике, послушать журчание ручейка, пение птичек. Но вот мы поднялись наверх по ступенькам к облитому солнцем и полевыми цветами храму. Здесь очень тихо, спокойно, умиротворенно, уютно - вокруг маленькие деревенские домики. На территории храма есть кладбище и много цветов, заботливо ухоженных руками насельниц  пустыни.

            Нас встретили игуменья Феофания и духовник  Тетеренской пустыни отец Антоний. Мы услышали много интересного из истории святой обители, древних иконах и других святынях, которых в церкви очень много. Когда закончился рассказ,  мы приложились к  иконам, к ковчегу с частицами мощей и частицей Честного Древа Креста Господня, заказали требы, поставили свечи. Батюшка Димитрий совершил водосвятый молебен перед иконой Святой мученицы Варвары, окропил всех святой водой, и на каждого возложил венец с мощей Святой угодницы Божьей.

            Далее мы отправились во Владимирский Кафедральный собор г. Нерехты, который, к сожалению, не так хорошо сохранился как предыдущий. Колокольня храма полностью разрушена в годы богоборчества. Сам храм состоит из двух церквей. Холодная пятиглавая построена в 1686 году усердием Ярославского гражданина,  Иоанна Аверкиева,  по случаю принесения в 1634 г из Ярославля на  место где ныне церковь, чудотворного Владимирского образа Божьей Матери.

             Вторая  предельная теплая церковь построена в 1833г. Престолов три: 1-й  в холодной, в  честь Владимирской иконы Божьей  Матери; 2-й в теплой правый,  в честь Сретения Господня; 3-й в теплой левый, во имя архистратига Михаила. Здесь изначально пребывали два чудотворных образа  Божьей Матери Владимирской.

             Один список, как повествует церковное предание,  в 1634 г сама Пресвятая Богородица явилась в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля - Иоанну Аверкиеву. Повелела принести из Ярославля от иконописца Дмитрия в Нерехту.

              Вначале,  Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что видение Царицы Небесной истинно,  исполнил желание Божьей  Матери. И тут же был исцелен. Многие чудеса сразу же  засвидетельствовали  благодатную целительную  силу иконы. Святыню поставили в деревянную часовню, а затем по благословению  Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель именуемую Сретенской.

              В 1678 г царь Феодор Иоаннович посетил Нерехту и поклонившись чудотворной иконе повелел воздвигнуть в обители каменный храм

.                                                       

             В 1686 трудами Нерехтских граждан и попечением государей Иоанна Алексеевича и молодого Петра Первого Владимирский собор был построен и освящен. После упразднения Сретенской обители в 1764 году  Собор стал приходской церковью. После закрытия Собора в 30-х годах  чудотворная Нерехтская Владимирская  икона,  как и все убранство храма, бесследно исчезла. Обнаружить святыню удалось в 1983 году. После реставрации икона находилась в музее, затем в Крестовоздвиженской и Преображенской церквах г. Нерехты. 13 мая 2004 года Владимирский собор был передан церкви. С того же времени  чтимый образ Царицы Небесной пребывает в Троице-Сыпановом  Пахомие-Нерехтском женском  монастыре  и приносится на Богослужения совершаемые, к сожалению, столь редко в ныне закрытом Владимирском Соборе.

               Другая икона Божьей Матери, которая также именуется  Владимирской,  находится во Владимирском храме. Она то же считается чудотворной, и очень почитается. Ее нашла в 1636 году Ярославская вдова Екатерина Вавилова. Икона запрестольная с изображением на обороте святых Кирилла и Афанасия святителей Александрийских, преподобного Алексия  человека Божия, и святой великомученицы Екатерины, соименных  иконописцев,   и ее ближайшим родственникам.  Образ был написан и вскоре  прославлен чудесами, слух о которых быстро распространился, так что храм, в котором она стояла, не мог вместить всех притекающих к образу. Узнав о том, что предназначенная  для Нерехты икона пребывает в Ярославле,  горожане стали просить отдать образ, но получили отказ от Ярославцев. Лишь после обращения  Нерехтчан к патриарху Иоасафу икона была отдана. И 1 октября,  в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, торжественно встречена в Нерехте.

              Этот  образ Божьей Матери Владимирской и увидели мы во Владимирском соборе перед которым  коленоприклоненно помолились. Затем каждый смог приложиться и  попросить у Божьей Матери о самом сокровенном.

              Затем нас пригласили пообедать в паломническом центре «Отрада». Обед был очень вкусный, хотя и постный. Судя по пустым тарелкам, понравился всем. В этот центр верующие родители могут отправлять своих детей для укрепления физического и психического здоровья, творческого развития и духовного роста. Для этого с ребятами работает группа специалистов педагогов, психологов, священников. Проходят различные экскурсии, занятия, спортивные мероприятия,  направленные на  духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.

               После обеда мы отправились в Троице – Сыпанов  Пахомия - Нерехтский монастырь

               Его видно издалека, он стоит на «чудо-горе» белый - белый как лебедь, парящий в облаках. Мы прошли через Святые врата каменной белоснежной ограды монастыря, и оказались в теплой атмосфере с любовью ухоженной  сестрами святой обители. Здесь оранжерея ароматных роз, вековые сосны и белоснежный храм с пятью серебряными главами и красавицей колокольней.

               Нас встретила монахиня, провела экскурсию по святой обители. Рассказала о житии Святого Пахомия, о том, что родился он во  Владимире в благочестивой семье священника. Воспитывался в послушании, в страхе Божьем, и чтением Святого Писания .  В 21 год стал иноком обители  Рождества Пресвятой Богородицы, был посвящен в дьяконы, затем благодаря особой благочестивой жизни был поставлен по благословению святителя Алексия митрополита Московского и, Всея Руси, игуменом нового монастыря во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Тяготясь властью над братией и стремясь к уединенным подвигам св. Пахомий  после того как устроил  как положено жизнь в обители, уходит ночью никем не замеченный  в поисках удобного места для пустынножительства .Так он оказался на месте издревле называемом Сыпаново.                                                              Сыпаново принадлежало жителям Нерехты, которые с радостью уступили ему участок земли. Угодник Божий внушал Нерехтчанам  полное доверие, и расположение, и они просили его устроить на их земле Святую обитель.

             Так при активном содействии местных жителей и был основан монастырь. Вначале была построена деревянная церковь в честь Живоначальной Троицы в 1365-1378 годах. Была сооружена ограда, выстроены  кельи для братии. Близ монастыря распахивались посевные земли. Для посещавших обитель богомольцев устроили гостиницу, в которой угодник Божий преподобный Пахомий часто сам прислуживал паломникам. Многим, приходившим к нему, подвижник давал душеспасительные советы, ухаживал за больными.

             Вскоре жизнь обители устроилась по полному монастырскому уставу. В то время, уже при жизни святого угодника, было явлено не мало свидетельств  особой милости Божьей по молитвам преподобного. Был случай исцеления бесноватого.

             В молитвенных подвигах, преподобный  Пахомий, провел всю свою жизнь. Отошел ко Господу он 21 марта (по ст. стилю) 1384 года в княжении Дмитрия Донского и  святительство митрополита всея Руси Пимена.

              Братия монастыря горькими слезами проводили своего отца  и наставника. Иноки верили,  что Господь причислит их к лику Святых своих – и последующие события стали тому подтверждением, многие страждущие приходили и получали исцеления . Немало случаев чудесного выздоровления по молитвам Святого происходит и в наши дни. В монастыре  есть книжечка, в которой описываются эти случаи.

              В 1675 году, при игумене Харлампии в монастыре началось строительство новой каменной соборной церкви на месте старой деревянной .  6 мая (по ст. стилю) 1675 года  при раскопках под алтарем старой церкви было обретено нетленное тело преподобного Пахомия.  Над ракой с мощами святого одним строением  с Троицкой церковью, был заложен храм во имя преподобного. Далее строительство не прекращалось. Между колокольней и церковью были возведены игуменские кельи, несколько братских келий с каменными погребами, каменная хлебная палата и половина ограды со святыми вратами . В последующие годы в монастыре были воздвигнуты : вторая церковь с трапезою во имя Покрова Пресвятой Богородицы и каменная шатровая колокольня.

               В смутное время в  XV и  XVI вв. Сыпанов монастырь вместе с г. Нерехтой  несколько раз подвергался разграблению  и сожжению от поляков.

               В 1764 году при проведении монастырской реформы  обитель, как и сотни других русских монастырей  была упразднена и  обращена в приходскую церковь.  За ненадобностью во второй половине XVIII нач. XIX вв. были разобраны  Покровская церковь братские кельи и  хозяйственные постройки.

               С 1832 по 1865 годы в Троицкой церкви служил протоиерей  Михаил Диев многое сделавший для  благоустройства храма. Его попечением Пахомиевский предел  в 1832-1843 годах расширили и перестроили в стиле классицизма. На гробницу Преподобного  установили медно – серебряную  раку.

                В это время с запада к церкви пристроили обширную трапезу, объединившую храм с колокольней стоявшей до того отдельно, в единое целое.  Кроме святых мощей в храме почитался  надгробный образ преподобного Пахомия. Он  тоже считался чудотворным. Во время эпидемий, 1848 и 1843 годов, отец Михаил обходя с иконой святого, зараженные холерой деревни и дома в Нерехте, проявил себя не только как усердный, но и мужественный пастырь.

                К началу XX века Троицкий храм в окрестностях Нерехты был одной из признанных святынь Костромского края. Ежегодно в день памяти преподобного Пахомия (1528 мая)  к церкви сходился чуть ли  не весь Нерехтский  уезд. По традиции, после окончания службы  богомольцы посещали Пахомиев источник, по преданию изведенный по молитве преподобного.

                После революции  1917 года история Троицкой церкви, как и всей страны,  окрашена в тона.  Уже весной 1922 года  власти  конфисковали в Троицкой церкви все  предметы, изготовленные из драгоценных металлов.

                 В начале 30-х годов Троицкий храм удалось захватить обновленцам – раскольническому течению в церкви.  Прихожане стали  байкотировать проводимые обновленцами  богослужения,  и в 1935 году местным верующим удалось вернуть Троицкий храм в лоно Русской Православной Церкви.

               Осенью 1935 года  священником храма стал отец Василий Разумов(1879-1937) . Его служение совпало с новыми гонениями на церковь. Началось массовое закрытие  не только городских, но и сельских церквей. Весной 1936 г власти попытались снять и разбить колокола с колокольни Троицкой церкви, но редкий случай для того времени! – местный жители вместе с отцом Василием не дали совершиться этому. Еще один поразительный по своему мужеству поступок  совершил отец Василий Разумов – в течении нескольких месяцев на всех службах он возглашал: « Еще молимся о заключенном нашем архиепископе Никодиме». Так он молился  во всеуслышание  об арестованном святителе. В условиях 1936-1937годов  это был настоящий подвиг. Так поступал священник  уже имевший за плечами 3 года концлагеря и прекрасно понимавший, что его может ожидать.

                19 сентября 1937 года тройка управления НКВД по Ярославской области приговорила отца Василия  Разумова к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение  в праздник Рождества Пресвятой Богородицы  21 сентября. Место захоронения священника неизвестно. Отец Василий Разумов причислен к лику месточтимых  святых Костромской епархии. Иконы с его изображением в наше время соседствуют с ликами св. Пахомия  в Троицком храме.

               В 1937 году храм был закрыт на долгие годы  превращаясь со временем в руины . К началу 60-х годов сохранилась лишь одна традиция : в день памяти преподобного Пахомия 28 мая  к источнику у подножия Сыпановой горы как и столетия назад по прежнему приходили за водой. Как известно в начале 60-х годов по инициативе Н.С.Хрущева было развернуто новое гонение на церковь  Летом 1966 года источник был засыпан властями. Однако на следующий год засыпанный песком и камнями источник вновь пробился на поверхность земли. В 1968 году его опять засыпали, и вновь источник пробился. Его опять засыпали и сломали деревянный сруб, в который он был заключен.

              В 70-80 годы Троицкая церковь являла собой ужасную картину. Из пяти ее глав оставались только две, отсутствовали перекрытия под пределами преподобного Пахомия. Своды густо поросли травой и деревьями. Но, все таки духовно храм не умер. Святые мощи преподобного Пахомия по-прежнему находились под спудом, под завалами кирпича и мусора, самим фактом своего существования даруя надежду на чудо возрождения.

             В 1988 году  к руинам бывшего Пахомиева монастыря  в Сыпанове пришли рестовраторы.  28 мая 1990 года в Сыпаново впервые, за много десятилетий, пришел многолюдный крестный ход. И епископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) совершил молебен. Расчистили и освятили колодец на Пахомиевом источнике. В конце 1992 года епархиальный совет Костромской епархии  принял решение о возобновлении  в селе Троице,  монашеской обители, женского монастыря.  24 апреля 1993 года игуменьей обители была назначена Алексия (Ремизова) – бывшая благочинная Костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря. С нею пять сестер приехали из Костромы в село Троица возрождать обитель.

             Трудами игуменьи Алексии, и сестер монастыря, профессионально проводится реставрация уникального соборного храма, организованно подсобное хозяйство, возведен новый трехэтажный жилой корпус. Обитель активно занимается духовно-просветительской и религиозно-образовательной деятельностью. По инициативе игуменьи Алексии при монастыре организованы детский приют для девочек-сирот, и богодельня для пристарелых.  Забота о которых, осуществляется имеющими специальное образование сестрами Троице-Сыпановой обители..

              Когда монахиня закончила свой рассказ об обители,  мы начали прикладываться к иконам и ковчегу с частицами мощей многих святых угодников Божьих. Затем нас повели в Пахомиевский придел к раке святого угодника. Здесь мы пели акафист преподобному, и каждый приложился к мощам, а  батюшка Димитрий помазал всех нас маслом из лампадки от раки св. Пахоимя.

           Далее наша группа отправилась на святую Пахомиеву горку. По церковному преданию,  прежде чем испить водицы из святого колодца преподобного Пахомия, нужно три раза спуститься и подняться по горке, желательно босиком,  с верой в исцеление, и с молитовкой  Иисусовой  на устах.

           День был жаркий, а горка крутая, так что к колодцу  мы выстроились не только пить, но и облиться студеной водичкой. Сам батюшка, засучив рукава, взялся за дело. Каждого своего пасомого и поил, и обливал из целебного источника. Всем так понравилось, что некоторые просили отца Димитрия повторить процедуру даже до трех раз, а нас было немного-немало 45 человек. Что только не сделает добрый пастырь для своих «овечек», только бы во спасение, да во благо душе и телу.

 

 

 

                                                                                          ЕЛЕНА ЯРОШЕВИЧ

 

 

 

 



назад к списку новостей