Патриархальность жизни села Сарафонова хранит уникальный по старине и архитектуре крестово-купольный Казанский храм – единственный безмолвный свидетель многовековой истории. Чьим усердием был создан этот храм? Известно, что еще в ХIII веке в Ярославль из Большой Орды приехал мурза Атун Анданович. Так понравилась ему земля Ярославская, что принял мурза крещение с именем Бориса. Затем в городе Владимире стал он боярином у великого князя Александра Невского и всем потомкам своим завещал служить русскому государству. В деревне Сарафоново Борис (Анданович) и повелел заложить храм.
В XVI-XIX веках Сарафоново было владением старинного дворянского рода Долгово-Сабуровых – потомков мурзы Атуна Андановича. Уже в XVI веке представители этой фамилии занимали видные места при дворе. Один из последних потомков мурзы, служивший ярославским исправником, был страстным охотником. На этой почве он близко подружился с великим русским поэтом Н. А. Некрасовым. Именно Долгово-Сабуровы после явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани (1579г.) решили построить каменный сарафоновский храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Белоснежная красавица церковь с пятью изящными главками и высокой колокольней мало кого могла оставить равнодушным.
Мощные колокола, самый большой из которых весил 150 пудов, придавали храму особое величие и торжественность, а обнесенное забором церковное кладбище хранило покой последнего земного пристанища сарафоновцев. В церкви находилось 4 престола: главный, центральный – во имя Казанской иконы Божьей Матери; другие - во имя св. пророка Илии, св. правед. Захарии и Елизаветы и св. Чудотворца Николая.
Годы советской власти не пощадили святыню: храм очень сильно пострадал. Были вывезены все иконы, колокола, разрушены купола, варварски уничтожено кладбище. Сменяя друг друга, в здании церкви размещались разные гражданские учреждения. Здесь находились клуб с бильярдной и столярная мастерская, продуктовый магазин и пилорама, общежитие для погорельцев, буфет и водонапорная башня. Частично были перестроены стены и приспособлены под хозяйственные нужды, что исказило архитектурную симметрию церкви. Последняя служба до закрытия церкви была по одним сведениям в 1928г., а по другим данным в 1935г.
Чудом уцелевшая церковь помнит безбожный 1935 год, когда на месте захоронений устроили танцплощадку. В клубе, организованном в летнем храме, танцевать было душно, и территория церковного кладбища показалась как нельзя более подходящей для этих целей. Срезали бульдозерным ножом могилки, спланировали, как надо, землю. Но невозможно было плясать и на этом месте: удушливая пыль внезапно поднималась над землей, а если поливали водой, грязь к ногам прилипала. Старожилы вспоминают трагический случай в сочельник, день очень строгого поста, когда один бравый мужичок, начав танцевать здесь «Яблочко», вдруг упал замертво. В начале 90-х годов на территории этого же кладбища военные пытались построить бараки-времянки. Строительство не заладилось сразу, а позже и вовсе было остановлено: щиты заготовили, стали под фундамент землю копать, а там кости… Так и уехали. Множественные самоубийства местных жителей, беды и напасти постепенно уничтожали деревню, пока искалеченные души людей вновь не вспомнили о Боге, молитве и покаянии.