Казанская церковь села Сарафоново - ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Ярославская Епархия Русской Православной Церкви
Сайт создан по благословению настоятеля храма

ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ

28 июня отец Димитрий Жуков организовал замечательную поездку в Вологодский Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь. В поездке приняли участие прихожане и работники двух храмов: в честь иконы Божией Матери Казанская с. Сарафоново и Свято-Тихоновского храма. Мы получили прекрасную возможность поклониться великим святыням нашей родной земли. Красота и величие древнего монастыря 14 века никого не оставили равнодушными. Здесь находится большое количество святынь, у которых можно помолиться, спеть акафист, попросить заступничества пред Господом. С радостью наша паломническая группа поднялась на водяную башню монастыря, ведущую на стену. С ее высоты открылась прекрасная панорама обители.

Центр обители – собор Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, построенный в 1537–1542 годах по благословению митрополита Московского Даниила на месте деревянной церкви. Монументальный пятиглавый собор с тремя апсидами, на высокой подклети с трех сторон окружен закрытыми двухэтажными папертями. В 1642 году в подклети собора был устроен храм во имя святого основателя монастыря, в котором пребывают главные святыни монастыря – под спудом мощи преподобного Димитрия и Игнатия Прилуцких. В дни больших церковных праздников на гробницу преподобного Димитрия по обычаю вместо иконы возлагают вышитый покров. По сторонам гробницы находятся две чтимые иконы. Одна – копия-список чудотворного образа преподобного Димитрия с житием и с ней игуменский посох и часть вериг Святого. Другая – Пресвятой Богородицы «Страстная», написана иконописцами монастыря Кутлумуш на Афоне в память о несохранившейся келейной иконе преподобного Димитрия.

Пречистая Богородица явила помощь афонским инокам в ХIII веке, во время нападения пиратов на монастырь. Благодаря вмешательству Божией Матери он стал невидим в тумане и избежал разорения, а икона Ее получила название «Фовера Простасиа» – «Страшная Защита». Близ гробницы преподобного Игнатия Прилуцкого пребывают вериги, по преданию носимые подвижником, а также ковчег с частицами Ризы Господней, мощей святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, Сорока мучеников Севастийских, преподобного Иоанна Дамаскина. Особенно почитаема в обители икона Божией Матери «Скоропослушница» – список чудотворного афонского образа, который был создан иконописцами на Святой Горе и привезен в обитель в 1910 году. Каждую пятницу перед этой иконой братия совершает молебен Пресвятой Богородице. Местно почитаемая древняя Казанская икона Божией Матери в драгоценной ризе после закрытия монастыря оказалась в Вологодском музее, но неоскудевающая милость Божия даровала утешение братии и прихожанам другими Ее иконами.

В верхнем этаже (до устройства церкви в подклети) в алтарных апсидах находились, кроме главного, храмы во имя преподобного Димитрия Прилуцкого и св. апостола Иоанна Богослова, с 1782 года – Преображения Господа Иисуса Христа; в XVIII–XIX веках имелись храмы в папертях – св. благоверного князя Александра Невского и мучеников Платона и Романа. Древнее убранство собора погибло при пожаре 1811 года, а созданные после ремонта ампирный иконостас и стенная роспись XIX века – после закрытия монастыря. Высокое крыльцо и ризничная палатка, примыкающая к собору с северо-восточной стороны, дошли до нас в перестроенном виде. Близ алтаря собора находится колодец, по преданию ископанный преподобным Димитрием с часовней над ним. Из него берут воду для водосвятных молебнов, которую как цельбоносную святыню увозят прихожане и паломники.

Большая монастырская колокольня, стоящая на соборной площади, построена в середине XVII века. После разборки шатрового завершения она была надстроена и увенчана луковичной главкой (1720-е годы). При этом была утрачена большая часть первой соборной колокольни, примыкающей к северо-западному углу паперти. На обеих колокольнях под ярусами звона прежде были устроены церкви – во имя святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и св. Алексия, человека Божия.

На юго-западной стороне соборной площади расположен трапезный комплекс, состоящий из нескольких зданий на высоких подклетях. К одностолпной трапезной палате примыкает небольшая трапезная церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, келарские келлии и так называемая Белая палата (1675 г.). В подклетях располагались хозяйственные монастырские службы (хлебная, стороженная) и погреба. Трапезная палата соединена со Спасским собором каменным двухэтажным переходом.

Церковь св. великомученика Феодора Стратилата построена мастером Тимофеем над главным входом в монастырь – Святыми вратами (1588–1590). Она имеет необычную двухстолпную конструкцию; завершение надвратного, как и трапезного храма, ярусами килевидных кокошников и орнаментальные пояса повторяют мотивы архитектуры собора Всемилостивого Спаса. После пожара 1815 года и реставрации 1990-х годов надвратная церковь освящена в честь Вознесения Господня. Колокольня ее с шатровым завершением переделана в 1729–1730 годах из часовни, на которой имелись колесные часы и колокола (конец XVII в.).

На северной стороне от собора Всемилостивого Спаса находится так называемая больничная церковь, которая замыкает с востока двухэтажное здание братско-настоятельских келлий. Она была сооружена на месте больничных келлий в 1721 году и освящена в честь святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова; в конце XIX века перестроена и освящена в честь Всех Святых.

Деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (I половина XVI в.) перевезенная в 1962 г. из Свято-Успенского Александро-Куштского монастыря, сохраняется в Спасо-Прилуцком монастыре как один из самых древних памятников шатровой архитектуры Вологодского края.

Когда пришло время, нас покормили в монастырской трапезной, а затем пригласили на экскурсию, которую проводил иеромонах Евфимий, бывший прихожанин храма Нечаянная радость в Ярославле. Он рассказал нам, что Спасо-Прилуцкий мужской монастырь – один из крупнейших, богатейших и влиятельнейших монастырей Русского Севера. Основан в 1371 году (по мнению ряда исследователей – в период с 1377 по 1393 год) учеником Сергия Радонежского преподобным Димитрием Прилуцким. Находится на северо-восточной окраине города Вологды, на левом берегу реки Вологды. Свое название монастырь получил от главной Спасской церкви и речной излучины, на которой он непосредственно и расположен.

Преподобный Димитрий Прилуцкий родился в богатой купеческой семье Покропаевых в деревне Веслево под Переславлем-Залесским. В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию, С тех пор неоднократно беседовал с преподобным и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал воспреемником (крестным) детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского Димитрий решил удалиться в глухое место, бежав от «славословия и восхваления» вместе с учеником Пахомием. Отправились они на Север, в сторону «Холодного моря».

В вологодских лесах, в Авнежской округе у реки Лежа, они собирались построить храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю, однако местным жителям приход старца пришелся не по нраву: «Если великий старец близ нас поселится, то овладеет и нами и селами нашими…». Пустынники вынуждены были отправиться дальше.

Остановились они на берегу реки Вологды в заречной части города Вологды ниже по течению от городища. Позднее на этом месте вологжанами была возведена церковь Дмитрия Прилуцкого – ныне подворье Спасо-Прилуцкого монастыря. Дмитрий «увидел город, украшенный многими церквями, лишь не было здесь церкви Всемилостивого Спаса нашего Иисуса Христа на Происхождение Честного Креста и не было общежительного монастыря у иноков земли той от Волги реки и до края моря», – говорится в житии преподобного. Однако близость шумного города пришлась не по душе монахам – они снова двинулись путь.

В пяти верстах к северу от города, в излучине реки Вологды, Дмитрий решил создать первый на Русском Севере общежительный монастырь. Жители окрестностей согласились оказать помощь.

Из Жития преподобного Дмитрия Прилуцкого: «Тамошние христолюбивые жители – муж именитый именем Илья и его друг и сосед Исидор по прозвищу Выпряг – подарили Димитрию по его просьбе столько земли, сколько потребовалось на устроение обители. Ради любви к нему и ради благословения пренебрегли они даже засеянным полем с уже взошедшими озимыми, позволив вытоптать ниву, чтобы поставить церковь Божию».

Монастырь использовался и как место ссылки. В 1493 году сюда Великим князем Иваном III были заточены княжичи углицкие Иван и Дмитрий – сыновья углицкого князя Андрея Горяя. Иван скончался в оковах в 1523 году (позднее причислен к лику святых под именем Игнатия Прилуцкого), Дмитрию в 1540 году было разрешено снять «железа». Братья похоронены в монастыре рядом.

Знаком влиятельности Спасо-Прилуцкого монастыря стало участие его игуменов Гурия и Кирилла в Московских соборах для избрания государей: в 1598 году – Бориса Иоанновича Годунова, в 1613 – Михаила Федоровича Романова. В 1651 году игумен Серапион Казанец посвящен был в Москве в сан архимандрита. В следующем году он сопровождал Новгородского митрополита Никона (будущего Всероссийского Патриарха) в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа, митрополита Московского. Сан архимандрита сохранялся за всеми последующими настоятелями обители.

После разорений начала XVII века в монастыре возобновляется интенсивное строительство, при этом, как и во многих других монастырях, особое внимание уделяется оборонительным сооружениям: возводятся мощные стены и башни. Кроме того, в этот период строится новая колокольня – главная высотная доминанта комплекса, а также хозяйственные и жилые постройки.

В 1990 – 2000-е годы в монастыре возродилась монашеская жизнь, осуществлен ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне. Ежедневно совершается полный круг богослужений. Освящены надвратная церковь в честь Вознесения Господня, придел в честь преподобного Сергия Радонежского в нижнем храме Спасского собора, верхний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. На древних постройках монастыря и крепостных стенах и башнях сделаны медные и железные кровли.

В обители имеется несколько мастерских: свечная, столярная, иконописно-реставрационная и ставленическое отделение Вологодского православного духовного училища, готовящего будущих священнослужителей Вологодской и Великоустюжской епархии. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения.

При монастыре действует монастырская воскресная школа и подворье в Вологде – храм преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке (Набережная VI Армии, 121).

В восстановлении монастыря большую помощь оказывают Правительство Вологодской области и Попечительский Совет, куда входят руководители ряда крупных вологодских предприятий.

В архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря входят объекты историко-культурного наследия XVII–XIX веков. Самым старым памятником является каменный пятиглавый Спасский собор (1537–1542 годы) и деревянная шатровая Успенская церковь (первая четверть XVI века), перенесенная в Спасо-Прилуцкий монастырь из Александро-Куштского монастыря (ныне территория Усть-Кубинского района).

До середины XVII века монастырь был окружен деревянной оградой, каменными были только Святые ворота с надвратной церковью и часть примыкающей к ним северо-западной стены. В 1640–1650-е годы возведены новые кирпичные стены. Согласно царской грамоте 1644 года, монахам было дано право делать кирпич безоброчно. Строительство завершилось в 1656 году.

Отец Евфимий рассказал и о дивном случае из жития преподобного Димитрия, который свидетельствуют об особом присутствии в нем божественной благодати, усиливавшей всеобщее к нему уважение.

Одна из знатных переяславских боярынь, жена известного в городе человека, наслышавшись о необыкновенной красоте молодого игумена, всячески искала случая увидеть его, и это удалось ей однажды, когда преподобный в своей келлии готовился к церковной службе и, не предполагая, чтобы кто-нибудь мог видеть его, имел лицо свое открытым. Жена, припав к окну, смотрела на лицо подвижника. Оно сияло необыкновенным светом и, цветущее постом, показалось ей не лицом человека, но ангела. Пораженная строгим взглядом преподобного, упала она от страха на землю и сделалась совершенно расслабленною. На крики ее сбежались братия, которым поведала она о своем безумном поступке. Они же с усердием просили своего игумена простить грех жены. И преподобный Димитрий как незлобивый Божий человек, считая себя грешнейшим и худшим из всех людей, кротко сказал больной: «Для чего ты, неразумная, захотела видеть грешника, уже умершего для мира?» Потом, поучив ее добродетелям и сотворив крестное знамение, преподобный простил грех жены. Расслабленная от того часа сделалась здорова и отправилась в дом свой, радуясь и славя Бога и Его угодника Димитрия чудотворца.

Святой игумен Прилуцкий отличался нищелюбием и благотворительностью. Иногда подавал он милостыню тайно от братии, чтобы не возмутить покоя последней. Сам довольствуясь только просфорою с теплой водой, он обходил монастырские угодья и заботился, чтобы для трапезы братии вовремя доставлялось все нужное. Одежда у него зимой и летом была одна – заскорузлый овчинный тулуп, под которым летом бывал он мокрым от жары, а зимой страдал от холода. Для братии принимал он подаяние от мирских людей, но разборчиво. Ради благочестивого примера ходил он вместе с вверенной паствой на общие монастырские работы. Как видим, преподобный поучал братию не столько словами, сколько примером своей добродетельной жизни, которая была «истинным воплощением монашеских обетов».

Преподобный имел дивную простоту сердца и любил бедность, простоту обстановки. Однажды некоторые из братии, увлекаемые любознательностью, напомнили своему духовному наставнику о недостатке книг для чтения. Мудрый старец, чтобы показать, что монахи должны более заниматься очищением своего сердца и молитвенным собеседованием с Богом, нежели заботиться об образовании, отвечал: «Довольно, братие, и тех утешительных для души книг, какие у нас есть, если без лености будем хвалить по ним Бога, яко труба Божия вопиющи на всякий день и ночь от чистого сердца с любовью и смирением».

Как чадолюбивый отец, заботящийся об иноках, отдавших ему свою волю, первый в трудах на пользу братии, преподобный Димитрий был первым и в церкви на молитве. Никогда не изменял он своего правила молитвенного. Для того, чтобы не видели другие слезной молитвы его, в храме по левую сторону от алтаря было пристроено особое место, отгороженное досками: здесь никем не видимый и ничем не рассеиваемый, изливал преподобный душу пред Богом в усердной и горячей молитве. Пост его был столь суров, что он по целым неделям не принимал пищи. Лишь в праздники, когда по уставу братии полагалось за трапезой «некое утешение» – вино и рыба, преподобный несколько ослаблял пост: вкушал тогда малую просфору с теплою водой, которую келарь подавал ему в небольшом глиняном сосуде. Видящим же пар из глиняной чашки казалось, что перед игуменом какое-то изысканное яство. Порабощая тело духу «молитвою, постом и худостию ризною», преподобный носил еще на теле тяжелые железные вериги, крест с тяжелыми цепями. Такова была его строгость к самому себе. Во всем монастыре не было ни на ком одежды хуже, как на самом настоятеле. В этой одежде преподобный игумен ходил пешим в село монастырское, отстоящее на несколько верст, наблюдать за монастырскими работами пахаря Григория и молитвенно помогать трудящейся во славу Божию братии. Жито сеяли там помалу, но получали по молитвам святого так много, что снимаемого хлеба было достаточно для прокормления братии, оставалось его еще и для бедных.

Преподобный Димитрий считал монастырь достоянием бедных и обильно подавал милостыню всем нуждающимся, желая показать ученикам своим, что инок, отрекаясь от мира, не избавляется от священной обязанности христианина благотворить ближним. Нищие отовсюду толпами приходили к монастырю, что возбуждало иногда неудовольствие братии. Поэтому преподобный подавал милостыню тайно, чтобы роптанием братия «не погубила мзды своея». Благоприятствовало этому и то, что Спасо-Прилуцкая обитель находилась при большой дороге в Устюг, Пермь Великую и к Белому морю. Такое положение монастыря побудило подвижника развить странноприимство в самой широкой степени. В обители все находили отраду, и никому здесь ни в чем не отказывали.

Множество чудес преподобным Димитрием совершено было людям, страждущим от страсти пиянственной.

Вот житель города Иоанн, позволивший себе предаться пьянству во время службы на день апостола Иоанна Богослова, делается нем. Родные, видя и понимая, что все это за грехи его и по попущению Божию, вспомнили о чудесах преподобного Димитрия, привезли его в монастырь и привели ко гробу святого, и видит немой преподобного, как он ударяет его тихо рукой по щеке и говорит: «Почто ты не молвишь?» Немой чувствует способность говорить и воздает хвалу Богу и преподобному.

Затем отец Евфимий подвел нас к списку чудотворной иконы преподобного Димитрия, праздник сретения которой установлен 16 июля. В этот день обычно совершается крестный ход с иконой вокруг монастыря. Праздник установлен в память о молитвенной помощи преподобного, икона которого пребывала с русскими воинами в казанском походе 1487 года. В 1503 году успешно завершив казанский поход Великий князь Иоанн третий прислал в монастырь обновленную, богато украшенную золотом и серебром житийную икону. в 1924 году икона была передана в краеведческий музей, где находится и доныне. Мы приложились к списку этой иконы.

Прогуливаясь по монастырскому кладбищу, нашему взору предстало надгробие поэта Константина Николаевича Батюшкова.

Последним местом экскурсии стал святой колодчик, выкопанный по преданию самим Димитрием Прилуцким. Напившись и набрав с собой воды, довольные и отдохнувшие душой нам предстояла обратная дорога домой. В этом удивительном месте, на мой взгляд, должен побывать каждый верующий христианин. Слава Богу за такую дивную паломническую поездку!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     ЕЛЕНА ЯРОШЕВИЧ                                                               


Назад к списку